Татуировка Древнего Египта. Часть 1

Этот цикл статей мы хотим посвятить татуировке Древнего Египта, свидетельства которой дошли до наших дней и представляют огромный интерес для специалистов в области антропологии, развития культуры и истории древних цивилизаций.

Татуированная правая рука мумии Чирибая выставлена ​​в музее Эль Альгарробаль, недалеко от порта Ило на юге Перу.  Чирибая были фермерами, жившими с 900 по 1350 год нашей эры. (Источник фото funtattoo.ru)

Люди наносили на свое тело татуировки на протяжении тысячелетий. Нательные рисунки - иногда простые, иногда сложные, всегда были чем-то личным и сакральным. Они служили амулетами, символами статуса, признаниями в любви, знаками религиозных верований, украшениями и даже формами наказания. Джоанн Флетчер, научный сотрудник отдела археологии Йоркского университета в Великобритании, описывает историю татуировок и их культурное значение для людей во всем мире, от знаменитого «Айсмена», замороженной мумии возрастом 5200 лет и до сегодняшних маори. И эту статью мы написали на основании его многолетних и кропотливых исследований этой темы. 

Самые ранние известные образцы татуировок на телах реальных людей были обнаружены на нескольких женских мумиях, датируемых ок. 2000 до н. э. Но, после недавнего открытия Ледяного человека в районе итальянско-австрийской границы в 1991 году и его татуировок, эта дата была перенесена на тысячу лет назад.

С помощью специальных методов исследования специалистами было обнаружено специфическое распределение татуированных точек и маленьких крестиков на нижней части позвоночника Ледяного человека, а также в области правых коленных и голеностопных суставов - областями дегенерации, которые вызывают напряжение и спазмируются. Специалисты имеют основания полагать, что знаки на его теле могли применяться для облегчения боли в суставах и, следовательно, были нанесены, в основном, с терапевтической целью. Это также могло бы объяснить их несколько «случайное» распределение в областях тела, которое было бы не так легко отобразить, если бы они использовались в качестве маркера определенного статуса.

Доказательствами того, что древние египтяне покрывали свои тела татуировками, служат также небольшие бронзовые татуировки (ок. 1450 г. до н.э.) из Гуроба (Египет), которые можно увидеть в Музее египетской археологии Петри в Лондоне.

Несомненно, есть свидетельства того, что у женщин были татуировки на теле и конечностях в виде фигур (4000-3500 до н. э.), в том числе представленных в некоторых сценах гробниц (1200 г. до н. э.). Также в местах города Гуроб в северной части Египта были найдены небольшие бронзовые орудия, идентифицированные как инструменты для нанесения татуировки и датированные около 1450 годом до н. э.  И, конечно же, есть мумии с татуировками, датируемыми около 2000 годом до н. э., имеющими отношение к более поздним образцам женских мумий, которые были найдены в греко-римских захоронениях в Ахмиме.

Татуированная додинастическая женская фигурка (ок. 4000-3500 до н.э.) выставлена ​​в Музее искусства и археологии Эшмола в Оксфорде. 

Как показывали многие исследования, в Древнем Египте практика татуирования являлась исключительно женской. И потому многие археологи выдвигали версию того, что женщины с нательными рисунками имели «сомнительный статус». Тем не менее, женские мумии были похоронены в Дейр-эль-Бахари (напротив современного Луксора) в районе, который был связан с королевскими и элитными захоронениями. К числу известных из истории женщин с татуировками относится “королевская наложница” Амунет, которая на самом деле была высокопоставленной статусной жрицей, о чем свидетельствуют ее погребальные надписи.

И хотя долгое время считалось, что такие татуировки были знаком “женщин легкого поведения” или предназначались для защиты женщин от заболеваний, передающихся половым путем, Флетчер считает, что татуировка древних египетских женщин играла  терапевтическую роль и служила постоянной формой защиты во время тяжелой  беременности и родов. Это подтверждается характером распределения нательных знаков, в основном вокруг живота, на верхней части бедер и груди, а также объясняется конкретными типами рисунков, в частности - сетчатое распределение точек, нанесенных на живот.  Во время беременности, это специфический узор будет расширяться и служить, своего рода карманом за счет уплотнения в области живота. Также характерно было изображение маленьких фигурок Беса на бедрах. Бес в культуре Древнего Египта считался защитником рожениц, и нанесение его образа на бедрах также служило защитой, что лишний раз свидетельствует о том, что татуировка являлась исключительно женским обычаем.

Не смотря на то, что явных письменных доказательств в отношении Древнего Египта не существует, вполне может быть, что сообществом пожилых женщин создавались татуировки для молодых, как это произошло в Египте 19-го века, и имеет место быть в некоторых частях мира и сегодня.

Что касается специальных инструментов для нанесения татуировок: найденные при раскопках орудия, которые лучше всего описать как заостренные наконечники с  деревянной ручкой (датируются ок. 3000 до н. э.) и обнаружены археологами W.M.F. на территории Абидоса. Археологами  также были найдены наборы небольших бронзовых инструментов ( 1450 г. до н.э.) на месте древнего города Гуроб. Если эти иглы связать между собой, они дадут повторяющиеся узоры из нескольких точек.

Эти инструменты также очень похожи на гораздо более поздние инструменты для татуировки, использовавшиеся в Египте 19 века.  Английский писатель Уильям Лейн (1801-1876) заметил: «Операция выполняется несколькими иглами (обычно семью), связанными вместе. Ими прокалывают кожу в желаемом месте: немного черного дыма (дерева или масла), смешанного с молоком из груди женщины, затем это все втирается…. Обычно это делается в возрасте 5-6 лет».

Большинство примеров на мумиях представляют собой в основном пунктирные узоры из линий и ромбовидные узоры, в то время как фигуры иногда имеют более натуралистические изображения. Татуировки, которые иногда встречаются в сценах гробниц и на маленьких женских фигурках, которые являются частью косметических предметов, также имеют маленькие фигурки карликового бога Беса на бедрах.

Обычно в проколотую кожу вводился темный или черный пигмент, например, сажа.  Кажется, что более яркие цвета в основном использовались в других древних культурах, таких как инуиты, которые, как полагают, использовали желтый цвет вместе с более обычными темными пигментами.

Из исследований можно сделать вывод, что практика татуирования тел была более органичной для женщин династического периода, то есть до 332 г. до н. э. И как мы писали выше, дизайн изображений и их места нанесения говорят об их защитной функции для женщин в период беременности.

В следующей статье мы продолжим разбирать эту невероятно интересную тему истоков культуры татуировки! Авторизуйтесь на нашем сайте, дорогие мастера, и читайте наши статьи в полной версии!






Поделиться:

Похожие статьи

Статья Татуировки японских гейш
23 июня

Татуировки японских гейш

Статья Этническая татуировка индонезийских красавиц
7 апреля

Этническая татуировка индонезийских красавиц

Статья Изображения животных в истории культуры татуировки
17 марта

Изображения животных в истории культуры татуировки

Статья Татуировки племенных народов и их связь с будущей жизнью
24 февраля

Татуировки племенных народов и их связь с будущей жизнью