Изображения животных в истории культуры татуировки

Изображения животных на теле следует рассматривать в контексте истории культуры татуировки и их тотемной природы. 


Практика нанесения более-менее точных изображения животных, как показывают исследования, распространена во всем мире довольно широко. В основе этой практики лежит тотемное верование. Выбор животного в качестве эмблемы связан с причастностю человека к конкретной социальной группе. В Австралии тема тотемизма развита особенно сильно. Местное племя “урабунна” разделено на две группы, и внутри каждой группы существует разделение еще на несколько тотемных кланов, каждый из которых имеет свое тотемное животное в качестве эмблемы. Одни используют для эмблемы черного лебедя или дикую утку, другие - сов, ящериц и змей.


Эта практика является не только идентификатором причастности к конкретному клану, но, и,  своего рода, регулятором социальной системы - мужчины из одного клана, могут брать в жены только женщин из другого во избежание инцеста. Более того, существует четкая совместимость между тотемными животными: мужчины с эмблемой в виде дикой утки могут жениться только на женщине с эмблемой в виде ящерицы. Также выбор конкретного животного в качестве тотема, определяет и степень уважения к этому зверю, и охота на него в живой природе запрещена для этого клана, а нарушение этого правила приравнивается к оскорблению своих предков.  Иными словами, уважение к конкретному животному и почитание его являлось и является особой формой поклонения роду. Представители клана наносят изображение зверя не только на тело, но и на свою одежду, дом, оружие и специальные тотемные шесты. Также татуировка в виде животного часто использовалась как памятная метка о победе охотника в бою со зверем.


Некоторые виды татуировок с изображением представителей животного мира, не обязательно тотемных, имели и практические задачи: например, их наносили в качестве амулета для привлечения удачи и ловкости, либо как оберег от укусов животных или насекомых. Наиболее часто используемыми в качестве татуировки среди племен североамериканских индейцев были растения, птицы и рыбы. Очертания их были условными и наносили их, как правило, на лицо. Еще одним вариантом татуировки среди этих племен были расходящиеся прямыми лучами линии, соединяющиеся на предплечье в виде тотемного животного.


Среди всех племен индейцев одним из самых почитаемых животных, был медведь гризли. Охотиться на него было запрещено, даже если он не являлся тотемным животным клана. Но, если же так случилось, что охотник случайно или в целях самообороны убил медведя, ему следовало сесть рядом с ним и раскурить трубку мира, а также нанести на свое лицо полосы красного и черного цвета. Считалось, что если этого не сделать, то дух животного накажет его и от человека навсегда отвернется удача. Нанесение татуировки с изображением этого зверя было крайне затратным, и не каждый мог такое себе позволить. Это было связано с большими расходами на церемониальные пиршества, и потому демонстрация изображения медведя на груди была несомненным поводом для зависти. Среди представителей племени “сиу” существует несколько символических цветов, которые используются как украшение для тех, кому в видении явился медведь. Обычно это широкая синяя полоса, которая символизирует землю.  


 


Племенные народы “баганда” имели более сложные церемонии примирения с духом убитого животного. Особый ужас на них наводила мысль о вернувшимся за ними духе леопарда и буйвола. Для того, чтобы умиротворить дух животного, каждый из участников охоты должен был наносить на левую сторону своего тела точки до тех пор, пока она не станет подобна шкуре леопарда. Одновременно с этим, все жители деревни были обязаны соблюдать ограничения в пище и передвигаться также плавно, подобно поступи этого животного. 


Некоторые племена, в частности индейцы “хайда”, используют для татуировки семейные “гербы”, состоящие из изображений нескольких животных - волка, орла, рыб и медведя.  


В народах Индии татуировки с изображениями животных имеют скорее магическую идеологию, нежели духовную связь с ним. Представители одних кланов часто используют на теле знак скорпиона, другие разрезанное пополам насекомое. По их мнению, это уберегает владельца татуировки от укусов. Некоторые народности пошли дальше в вопросе защитной магии и носят на своих телах не рисунки, а настоящих живых, но покалеченных насекомых. Считается, что то упорство, с которым бедное насекомое цепляется за жизнь, переходит к его носителю, и за счет этого его будет сложнее убить. А в регионе Малайзии есть поверье, что если натереть суставы пеплом сожженного паука, это сделает суставы гибкими и даст преимущества в игре на лютне.  


В Бирме же татуировка отличается высоким уровнем исполнения и стоит наравне с изобразительным искусством, что вызывает восхищение со стороны европейцев. Сама же татуировка, как правило, не несет в себе никакого сакрального смысла, а носит чисто декоративный характер. В качестве рисунков на теле чаще всего можно увидеть изображения слона, ящерицы и скорпиона. 


В Африке многие племена для идентификации своего клана используют не изображения животных, а геометрические фигуры. Например при посвящении женщин в клан “ксоса” на тело наносилась татуировка с изображением крокодила, выполненная в схематической манере, больше похожая на компоновку геометрических форм.  



Среди жителей Океании наиболее всего распространены татуировки с изображениями животных и растений, а также геометрические орнаменты, которые по своему смыслу разделяются на социальные, магические, траурные, декоративные и памятные. Некоторые изображения животных могут быть выполнены как реалистичной манере, так и условной. На животе у жителей западных островов часто можно увидеть имитацию чешуйчатого покрова подобно крокодиловой коже. Женщины из племени “мириам”, тотемным животным которого является казуар, делают на икрах узор, подобный следам лапок, которые оставляет после себя птица. Мужчины же этого клана часто использовали для своего тотема сороконожку, змею и дюгоня. 

На острове Киваи, в Новой Гвинее, существует аж целых тридцать шесть тотемов, самыми распространенными среди них это кот, бамбук, краб, сороконожка, скат, собака и черепаха. Важно сказать, что в большинстве племен одной из основных идей в культуре татуировки было отождествление владельца рисунка с конкретным тотемом и выработки в себе качеств этого животного или насекомого. Так, люди тотема крокодила были беспощадны и жестоки, а люди клана сороконожки - крайне несдержанны и наносят удар с большой силой. Стоит сказать, что изображение сороконожки было излюбленным для многих кланов, в частности  женщины “даудаи” любили рисовать это насекомое на своих ногах.


Существует также своего рода обмен тотемными животными. Люди наносят на свое тело тотемы других кланов, веря в то, что те таким образом наделяют их своей силой и качествами. Один клан пользуется свойствами своего тотема передает его другому клану, а тот, в свою очередь используя в полной мере свой тотем, передает его первым. Между ними происходит любезный взаимообмен, который дает и тем и другим большое количество духовной силы. Такое использование тотемных знаков имеет в основе своей идею того, что не смотря на разность кланов, люди, собравшиеся вместе объединяются в одну большую социальную группу. 


А какими качествами наделяете себя Вы, нанося изображение животного на тело? Или это просто украшение своего тела в одном из полюбившихся стилей? =)
  

   






Поделиться:

Похожие статьи

Статья Магические татуировки Сак Янт
11 августа

Магические татуировки Сак Янт

Статья Татуировки японских гейш
23 июня

Татуировки японских гейш

Статья Этническая татуировка индонезийских красавиц
7 апреля

Этническая татуировка индонезийских красавиц

Статья Татуировки племенных народов и их связь с будущей жизнью
24 февраля

Татуировки племенных народов и их связь с будущей жизнью