Татуировка Древнего Египта. Часть 2

Сегодня мы продолжаем рассказывать о традиции татуировки Древнего Египта и ее дальнейшего географического распространения. Тема невероятно интересная и обширная! Первую часть статьи мы опубликовали в нашем блоге в прошлую среду.

Среди многочисленных древних культур, которые, по-видимому, использовали татуировки в качестве постоянного украшения тела, известно, что нубийцы к югу от Египта использовали эту практику в своей культуре. На мумифицированных останках женщин коренных народов С-группы, найденных на кладбищах недалеко от Куббана (2000-15000 гг. До н. э.) были обнаружены синие татуировки, которые, по крайней мере, в одном случае имели такое же расположение точек на животе, что и вышеупомянутые в статье нашего блога в прошлую среду женские мумии из Дейр-эль-Бахари. 

Древние египтяне также представляли в сценах храмов, дворцов и гробниц своих ливийских соседей (1300–1100 до н. э.), на руках и ногах которых были нанесены довольно четкие геометрические татуировки.

Скифские пазырыкцы Горного Алтая были еще одной древней культурой, использовавшей татуировки.  В 1948 году 2400-летнее тело мужчины-скифа было обнаружено во льдах в Сибири, его конечности и туловище были покрыты декоративными татуировками мифических животных. Затем, в 1993 году, в гробнице на Алтае была найдена женщина с татуировками, опять же с изображением мифических существ на плечах, запястьях и больших пальцах рук и похожей даты рождения. Эта практика также подтверждается греческим писателем Геродотом (около 450 г. до н.э.), который утверждал, что у скифов и фракийцев «татуировки были признаком благородства, а отсутствие их - свидетельством низкого происхождения». Рассказы древних бриттов также свидетельствуют о том, что они были татуированы в знак высшего статуса, и имели на своих телах различных форм зверей.

Тем не менее, у греков и римлян использование татуировок или «стигматов», как их тогда называли, по-видимому, в основном использовалось в качестве средства обозначения принадлежности к религиозной секте, либо в качестве маркета рабовладельца, либо в качестве меры наказания для  преступников. Поэтому весьма любопытно, что во времена Птолемеев, когда Египтом правила династия македонских греческих монархов, фараону Птолемею IV (221-205 гг. до н.э.) была сделана татуировка из листьев плюща, что символизировало его преданность Дионису, греческому богу вина и божества-покровителя королевского дома в то время.  Эта мода также была принята римскими солдатами и распространилась по Римской империи до появления христианства, когда считалось, что татуировки «уродуют то, что сделано по образу Бога», и поэтому были запрещены императором Константином (306–373 гг. Н. Э.).

Специалисты также исследовали татуировки на мумифицированных останках некоторых древних доколумбовых культур Перу и Чили, которые часто воспроизводят одни и те же богато украшенные изображения стилизованных животных и широкий спектр символов, встречающихся в их текстильных и керамических изделиях. У одной потрясающей женской фигурки культуры Наска есть огромная татуировка прямо вокруг нижней части туловища, тянущаяся поперек живота и доходящая до гениталий, и, предположительно, снова ссылаясь на области, связанные с деторождением.  

Затем, по дошедших до нас мумифицированных останках, видно, что татуировки имелись на туловищахах, конечностях, пальцах рук, а иногда практиковались татуировки и на лице.

Свидетельствами практики татуировки на лице и теле, используемой среди коренных американцев, таких как кри, также являются найденные мумифицированные тела группы из шести гренландских женщин-инуитов (1475 году н.э), на лицах которых также были обнаружены свидетельства татуировок. Инфракрасное исследование показало, что у пяти женщин была татуировка в виде линии, проходящей над бровями, вдоль щек и, в некоторых случаях, с серией линий на подбородке. Другая татуированная женская мумия, датированная 1000 лет назад, также была найдена на острове Святого Лаврентия в Беринговом море. Ее татуировки из точек, линий и сердец были нанесены на руки и ладони.

Свидетельства татуировок также можно найти среди некоторых древних мумий, найденных в китайской пустыне Такла-Макан (1200 г. до н.э.), хотя во время более поздней династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.), похоже, татуировали только преступников.

Японские мужчины начали украшать свои тела сложными татуировками в конце 3 века нашей эры. Подробнее о традициях японской татуировки вы можете прочитать в отдельной статье нашего блога, посвященной этой теме (смотрите в конце "похожие статьи"). Но, в концепции заданной темы, мы все же скажем пару слов о ней.

Считается, что замысловатые татуировки полинезийских культур развивались на протяжении тысячелетий, с очень сложными геометрическими рисунками, которые во многих случаях могли покрывать все тело. После британской экспедиции Джеймса Кука на Таити в 1769 году термин островитян «тататау» или «таттау», означающий ударить или нанести удар, дал Западу современный термин «татуировка». Затем знаки стали модными среди европейцев, особенно среди мужчин, таких как моряки и шахтеры, обе профессии которых сопряжены с серьезным риском и, по-видимому, объясняют почти амулетовое использование якорей или татуировок шахтерских ламп на предплечьях мужчин.

Современные японские татуировки - это настоящие произведения искусства, которыми пользуются многие современные мастера, в то время как высококвалифицированные татуировщики Самоа продолжают создавать свое искусство, как это было в древние времена, до изобретения современного татуировочного оборудования. 

Различные культуры на территории всей Африки также используют татуировки, в том числе мелкие точки на лицах берберских женщин в Алжире, а также ложные татуировки обнаружены на лицах мужчин Водабе в Нигерии и маленькие кресты на внутренней стороне предплечий, которые отмечают копты - представители самой древней ветви христианства в Египте.

Эта мумифицированная голова женщины из доинкской культуры чирибая, расположенная в музее Азапа в Арике, Чили, украшена татуировками на лице на ее нижней левой щеке.

В культуре же маори Новой Зеландии голова считалась самой важной частью тела, а лицо было украшено невероятно сложными татуировками или «моко», которые считались признаком высокого статуса. Каждый дизайн татуировки был уникальным для каждого человека и, поскольку он передавал конкретную информацию об их статусе, звании, происхождении и способностях, можно смело сказать, что эта татуировка была, своего рода, формой удостоверения личности. После того, как острые костяные долота использовались для вырезания рисунков на коже, пигмент на основе сажи вводился в открытые раны, которые затем заживали, чтобы запечатать рисунок. Татуировки воинов, сделанные на разных этапах их жизни как своего рода обряд посвящения, считались украшениями их внешнего облика и делали воинов более привлекательными для противоположного пола. 

Женщины маори также делали татуировки на лице, как правило в областях вокруг носа и губ. Считалось, что нанесение узоров в этих областях препятствуют процессу старения и кожа дольше сохраняет молодость. Эта практика продолжалась и до 1980-го года.

Благодарим за прочтение и надеемся, что наша статья была для Вас интересной!



     .

Поделиться:

Похожие статьи

Статья Древняя культура японской татуировки
14 июня

Древняя культура японской татуировки

Статья Этническая татуировка индонезийских красавиц
7 апреля

Этническая татуировка индонезийских красавиц

Статья Татуировка Древнего Египта. Часть 1
24 марта

Татуировка Древнего Египта. Часть 1

Статья Татуировки племенных народов и их связь с будущей жизнью
24 февраля

Татуировки племенных народов и их связь с будущей жизнью