Тайные знаки в известных картинах

Наша еженедельная рубрика о символизме полна интересными статьями, в которых мы разбираем символизм выдающихся мастеров живописи, но сегодня мы хотели бы рассказать о скрытых символах, которые зашифрованы в известных художественных произведениях. 
Итак: что скрыто в глазах Мона Лизы.

Леонардо да Винчи. “Портрет госпожи Лизы дель Джокондо”, 1503 - 1519
Произведение Леонардо да Винчи “Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, наиболее известное нам, как “Мона Лиза” или “Джоконда” по некоторым данным, дошедших до наших дней, писалось мастером в период с 1503 года до 1519 года. Отличительной особенностью портрета является загадочная, интригующая улыбка, ставшая именем нарицательным. На картине, как считают эксперты, изображена жена флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, которую звали Лиза Герардини. Некоторые же полагают, что на самом деле это произведение является автопортретом самого художника. Тем не менее итальянские историки в ходе экспертизы под микроскопом, обнаружили цифры и буквы на полотне. Они утверждают, что эти, незаметные для человеческого глаза, символы представляют из себя некий код. В правом глазу Мона Лизы были обнаружены буквы “LV”, что является аббревиатурой имени и фамилии мастера. В арке моста, которая расположена позади женщины, можно увидеть число 72. Кроме этого, не смотря на затертую цифру 4, на картине точно видно число 149. Сказать с уверенностью, что конкретно означают эти символы, крайне тяжело, но, с другой стороны, наличии этих цифр объясняется тем, что Леонардо да Винчи вопреки всеобщему представлению о нем как о великом художнике в первую очередь был великим математиком, исследователем и ученым. 

Леонардо да Винчи. “Тайная вечеря”,  1495 - 1498
Вторую картину, которую интересно рассмотреть в рамках темы, также написана кистью выдающегося Леонардо и носит название “Тайная вечеря”. Картина изображает сцену последней трапезы Иисуса со своими учениками. В этом произведении зашифрована не только оптически-математическая головоломка, но и музыка!
В ходе различных исследований, информационному технологу Пеши Слависа, удалось добиться крайне интересного визуального эффекта. Посредством наложения на оригинал полотна полупрозрачную зеркальную версию, по обе стороны стола, появились две фигуры, с виду напоминающие тамплиеров, а по левую руку от Христа появилась фигура, по очертанию похожая на женщину с младенцем на руках. Также существует версия, что положение рук присутствующих на трапезе схожи с нотами, расположенными на нотном стане в музыкальном произведении, если их читать справа налево, как это было характерно для письма Леонардо да Винчи, то они образуют между собой музыкальную композицию. 

Микеланджело Буонарроти. “Сотворение Адама”, 1511
Следующее произведение написано не менее выдающимся итальянским художником - Микеланджело. “Сотворение Адама” является частью знаменитой фрески Сикстинской капеллы в Ватикане. Здесь стоит сказать, что Микеланджело еще с юношеских лет был крайне увлечен анатомией человека, в частности мозгом. Тщательно изучая произведения Микеланджело, эксперты в области нейроанатомии утверждают, что многие его работы базируются на его превосходном знании этой науки. В частности на полотне “Сотворение Адама” в композиционном построении фигуры Творца специалисты смогли идентифицировать такие сложные части мозга, как гипофиз, зрительный нерв и мозжечок. Также, среди многочисленных фрагментов фресок Сикстинской капеллы, есть еще одна фигура Господа, изображенная во фрагменте под названием “Бог, отделяющий свет от тьмы”. Эта фигура в отличии от всех других фигур имеет очевидную анатомическую неточность в области шейно-грудного отдела. Если изображение этой странной шеи Творца наложить на фотографию мозга человека, то можно обратить внимание, как контуры обоих изображений почти полностью совпадают. И вторая неточность заключается в источнике света в произведении. В то время, как все другие фигуры освещены от нижнего левого края по диагонали к правому верхнему, конкретно на фигуру Бога лучи света падают под прямым углом. Исследователи делают вывод, что эти неточности сделаны гением намерено. Исследуя потолок Сикстинской капеллы, площадь которой составляет 1300 кв.м., исследователей привлекла часть фрески “Давид и Голиаф”, в которой они распознали мистические знаки Каббалы. Микеланджело познакомился с иудаизмом во время своего пребывания при дворе Лоренцо Медичи во Флоренции. Позы фигур на этой фреске образуют собой букву “гимель”, которая в мистической традиции Каббалы символизирует “силу”. А композиционное решение всей Сикстинской капеллы выстроено с соблюдением тех же пропорций, что и Храм в Иерусалиме. Из чего вывод напрашивается сам собой - фрески Сикстинской капеллы являются неким таинственным посланием о всеобщей любви.

Доменико Гирландайо. “Мадонна со святым Джованнино”
Следующей картиной для детального рассмотрения будет “Мадонна со святым Джованнино”, которая была  написана выдающимся флорентийским художником эпохи итальянского Возрождения и основателем художественной династиия Доменико Гирландайо. Эта картина имеет крайне интересную деталь: если обратить внимание на фрагмент неба за левым плечом Марии, мы увидим парящий в небе некий странный элемент, или иными словами, неопознанный летающий объект. И, что характерно, этот элемент прописан художником очень тщательно, до малейших деталей, и расположен мастером в нарочито явном и заметном для человеческого глаза месте. В правой части произведения мы видим человека, чей взгляд устремлен в сторону этого объекта. Рассмотреть объект ему мешает еще один элемент, похожий на солнце, расположенный в верхней левой части работы, поэтому человек прикрывает лицо рукой, намекая нам, что свечение, исходящее от этого элемента слепит ему глаза. Надо сказать, что странные небесные объекты можно увидеть на многих картинах средневековья, и “Мадонна со святым Джованнино” лишь одна из них.

Сандро Боттичелли. “Весна”, 1482
Следующей картиной, о которой мы расскажем сегодня, будет потрясающая “Primavera” (Весна), написанная кистью великого представителя эпохи маньеризма - Сандро Боттичелли. В этой невероятно красивой работе содержится гораздо больше тайного смысла, чем может показаться. Итак, картина была написана Боттичелли по заказу Лоренцо Медичи в качестве свадебного подарка для своего троюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо. И сюжет этой картины представляет из себя не только и не столько мифологический аспект, сколько философское напутствие будущему браку. Вся композиция этого полотна соткана из символов и аллегорий. Венера - богиня любви с благословляющим жестом правой руки, расположена в самом центре композиции в апельсиновой роще, так как именно апельсиновое дерево являлось символом семьи Медичи. Три Грации, расположенные по правую руку от Венеры, олицетворяют женские добродетели: наслаждение, красота и целомудрие. А жемчужины на их головах, являются, как мы уже писали в наших прошлых статьях, символом чистоты. Слева от них мы видим Меркурия. В древнем Риме Меркурию, олицетворяющему разум и красноречие, был отведен месяц май. И свадьба Лоренцо де Пьерфранческо должна была состояться именно в этом месяце. Для изображения Весны, художник использовал три фигуры справа от нее. Хлора - богиня цветения. Это юная девушка в платье, украшенном цветами: васильки символизируют приветливость, ромашки - верность, земляника - нежность, а лютики - богатство. Образа Нимфы Хлорис и Зефира были взяты из мифа, который повествует о том, как ветер Зефир влюбился в Хлорис и превратил ее в Весну. 
 Мы надеемся, что статья была для Вас интересной и полезной!:) 




Поделиться:

Похожие статьи

Статья Символизм в искусстве Босха
27 марта

Символизм в искусстве Босха

Статья Таинственный символизм голландского натюрморта
20 марта

Таинственный символизм голландского натюрморта

Статья Символизм мира Брейгеля
13 марта

Символизм мира Брейгеля

Статья Символизм Великого Дали
6 марта

Символизм Великого Дали