Символизм в искусстве Босха

Символы в искусстве, это одна из самых загадочных и потому интригующих тем, особенно когда речь идет о полотнах такого мистического художника, как Иероним Босх. Сегодня поговорим о нем!


«Сад земных наслаждений», около 1490 - 1510

Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный нам как Иероним Босх, живший в XV веке, был потомственным нидерландским художником и одним из крупнейших представителей Северного Ренессанса. Из сохранившихся работ, он оставил после себя порядка 25 картин и 8 рисунков, и лишь семь из его работ подписаны им собственноручно. В истории западного искусства Босх считается одним из самых загадочных живописцев. “Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!”, - писал о нем Карл ван Мандер в своей книге «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев». Символика, которую Босх использовал в своих произведениях, конечно, базировалась на богословии и искусстве тех времен. Однако же язык его передачи был настолько индивидуален, что целые поколения историков искусства спорят о значении этих образов, выдвигая множество различных гипотез. Одни считают, что Иероним извлекал свои невероятные образы из глубин подсознания, подобно сюрреалистам XV века. Другие, что в его работах имеют отражение средневековые эзотерические дисциплины, такие как: астрология, алхимия и черная магия. А третьи упорно пытаются связать его видение картины мира с влиянием на его сознание еретических сект. Исследователи до сих пор не могут с уверенностью говорить о творческой эволюции Босха, и для них его работы, это настоящий профессиональный вызов. Так, один из крупнейших искусствоведов ХХ века, Эрвин Панофский, писал о работах Босха следующее: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Но, как бы там ни было, с уверенностью можно сказать, что для Босха, в первую и главную очередь, был важен не сам конкретный символ, а общий контекст, содержание, эмоциональность и экспрессия выражения его идеи. 


«Воз сена», около 1500 - 1502 

В отличие от многих нидерландских художников той эпохи его героями были не праведники, всецело устремленные в райское царство, а грешные, земные обитатели. Босх создал свой собственный мир образов, в котором царит исключительно хаос. Сложно сказать насколько Босх был понят своими современниками, но известно то, что при жизни его работы пользовались большой популярностью. Основными его заказчиками были такие известные личности, как Хосс и Берг, это фамилии самых влиятельных в Хертогенбосе семейств, где жил и работал сам Художник. Позднее, наибольший интерес к Босху проявился в Португалии и Испании. На данный момент, более полное собрание произведение Иеронима Босха хранится в музее Прадо, расположенного в Мадриде.

Для современников Босха его язык выражения был, несомненно, более понятен, нежели для современного человека. И необходимое для сюжета картины пояснение зритель получал из разнообразных символов, запечатленных на его полотнах. Значение его символов менялось в зависимости от контекста, и большинство трактовок, к сожалению, уже безвозвратно утеряны.

Наибольшее количество символов в его произведениях являются алхимическими. Как мы уже писали выше, алхимия в позднем средневековье являлась специфическим явлением культуры, а именно - фантастическим вариантом химии. Адепты этого явления стремились к трансмутации, иными словами, превращению “неблагородных металлов” в серебро и золото посредством воображаемого вещества под названием “философский камень”. Босх в своих произведениях придает алхимии демонические черты. Алхимические стадии метаморфоз зашифрованы в цветовых градиентах: пожары, полые внутри деревья, зубчатые башни - намекают на огонь в опытах алхимиков, и, одновременно, служат символами Ада, а плавильный горн и герметичный сосуд являются еще и эмблемами дьявола и черной магии в средневековой культуре. Художник также часто  использует общепринятую для того времени символику бестиария — сборник зоологических статей с иллюстрациями, в котором животных главным образом разделяли на "чистых” и  "нечистых" с нравоучительными и аллегорическими целями. На его работах мы можем встретить зайца, лошадь, свинью, аиста, верблюда и множество других существ взятых из зоологического сборника. Жаба в алхимическом учении относится к проклятым животным и служит символом смерти и темной силы.


«Аллегория чревоугодия и любострастия», около 1490 - 1500

Приведем примеры и других используемых им тем: так как на рубеже веков музыка начала выходить за рамки религиозности и входить в поле светское, музыкальные инструменты, отражая эпоху, стали символизировать грехопадение. Сама музыка, ввиду того, что ее стали играть в местах общественных развлечений, стала для многих живописцев, включая и Босха, предвестником пьянства, чревоугодия и прелюбодействия. Босх использует в своих произведениях такие музыкальные инструменты, как дудка, арфа и лютня, как символ упадка социальной нравственности. Еще одной часто используемой темой являлось проявление внутреннего содержания на внешнем уровне. Так в работе “Несение креста” мы видим окружающих Христа людей с ужасающе страшными, зубоскалящими гримасами. Художник тем самым показывает насколько безобразны люди лишенные внутреннего света. Одним из его художественных приемов были, так называемые, “перевертыши”. Он изображал предметы в непривычном для них положении. К примеру, воронка, надетая на голову врача, служит атрибутом ложной мудрости и мошенничества, а, например, кувшин, стоящий перевернутым вверх дном на столе, говорит о неблагонадежности и духовной пустоте его владельца. 


Фрагмент картины «Сад земных наслаждений»

Ягоды в парадигме Босха олицетворяют плотские удовольствия, ведущие человека по дороге в Ад. Земляника, вишня и клубника часто изображается в окружении, предающихся плотским утехам, людей.

Образ совы тоже часто используется художником. Во фрагментах картин “фокусник” и “сад земных наслаждений”, сова выглядывает из корзинки фокусника, поджидает кого-то в райском саду и даже смотрит из темноты райского фонтана. Значение совы, в отличии от Античности, когда сова воспринималась, как символ мудрости, средневековый человек, напротив, воспринимал ее как символ лжемудрости, глупости, служения злу, безжалостности всего земного и духовной слепоты. А все потому, что сова - это животное, боящееся света, в качестве аллегории - Бога, но бодрствующее ночью, как аллегория тьмы. Это хищник, который притаившись на ветке, подобно демону, выжидает момента, когда человек оступится, чтобы утащить его душу в Ад. Часто Босх изображал сову в контексте с персонажем, который вел себя коварно, либо предавался смертному греху. Птицы черного цвета, также, являются символом греха и предвестниками тьмы.

К другим, часто встречающемся в искусстве Иеронима Босха, символам относятся:
- лестница, как образ пути к познанию алхимии; 
- ключ, который часто по форме не предназначен для того, чтобы им возможно было бы что-то открыть, ключ также является символом познания, и не всегда духовного;
- отсеченная нижняя конечность, традиционно ассоциирующаяся с пытками или увечьями, а у Босха, связанная ещё и с магией и есерью;
- стрела изображается им, как символ зла. Иногда, он изображает ее торчащей поперёк шляпы, а иногда пронзает насквозь тела, порой стрела может быть воткнута в непривычное для зрителя место даже, что является прямым намеком испорченность, распущенность и отсутствие целомудрия;
- сирены и плоды олицетворяют собой мирские радости и плотские искушения, искушающие и отвлекающие святых от мыслей о горнем мире. 

Надеемся, что наши разборы символизма выдающихся личностей в истории живописи, будут для Вас не только интересны, но и полезны в вашем творчестве!

Поделиться:

Похожие статьи

Статья Символизм Великого Дали
29 июня

Символизм Великого Дали

Статья Таинственный символизм голландского натюрморта
20 марта

Таинственный символизм голландского натюрморта

Статья Символизм мира Брейгеля
13 марта

Символизм мира Брейгеля

Статья Символизм в живописи Фриды Кало
27 февраля

Символизм в живописи Фриды Кало