Символизм в живописи Яна Вермеера

Сегодня мы бы хотели дать некоторую расшифровку символов одного из самых загадочных художников «Золотого века» - Яна Вермеера.


«Девушка с жемчужной сережкой», 1665 - 1667

Утонченная техника живописи этого выдающегося художника, его эксперименты с перспективой и оптикой, уникальный метод передачи света, лирический характер его произведений и сила воздействия на зрителя, делают его непревзойденным мастером.

О жизни художника известно совсем немного. Известно только, что Вермеер родился 1653 году в Делфте, в семье предпринимателя и торговца искусством. По некоторым данным Ян Вермеер получал свое художественное образование в гильдии Святого Луки, по другим данным он являлся учеником Карела Фабрициуса, который, в свою очередь, был одним из самых талантливых учеников Рембрандта. Но ни одна из версий не имеет достаточного количества доказательств. Но как бы ни было, мировая история живописи знает Вермеера, как выдающегося голландского художника-живописца, мастера жанрового портрета и бытовой живописи, творчество которого, наряду с Рембрандтом, принято считать вершиной голландского искусства золотого века. 

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции с небольшим количеством фигур в тщательно прописанных интерьерах. Существует также несколько городских пейзажей, и практически отсутствуют сюжеты с религиозной тематикой. До наших дней сохранилось всего лишь 33 произведения великого Вермеера. 

Что касается символизма в живописи художников того времен:

Дело в том, что в 1600-х годах многие люди не отличались грамотностью и, соответственно, не умели писать и читать. И в связи с этим, творчество художников было как нельзя кстати: художники рассказывали свои истории с помощью символов на картинах. Особенно актуальны были эти живописные рассказы во времена инквизиций и религиозных преследований.


«Женщина, держащая весы», 1663-1664

Итак, про алфавит символов Яна Вермеера:

Белый воротник на полотнах художника служил символом невинности, чистоты и молодости.

Белый платок, изображенный, в частности, на картине  «Женщина, держащая весы», являлся аллегорией нимба. 

Венок, книга и горн обозначали музу истории - Клио. (Картина «Мастерская художника»)

Весы всегда были символом взвешенной души. Иными словами, хороших и плохих действий человека, метафорой выбора между злом и добром. (Картина «Женщина, держащая весы»)

Виноград, традиционно, служил признаком плодородия.


«Астроном», 1668

Глобус на картинах задумывался художником как символ вселенной и конечности земного существования. Этот символ имеет отображения в произведениях Вермеера «Географ» и «Астроном». И это был его любимый мотив в картинах XVII века.

Грозовое небо - символ назревающей проблемы.

Двуглавый орёл являлся олицетворением династии Габсбургов, правящей семнадцатью провинциями Нидерландов начиная с XVI. История этой династии вдохновляла художника на творчество.

Жемчуг - символ тщеславия. (Картины «Женщина с жемчужным ожерельем», «Госпожа и служанка», «Любовное письмо», «Женщина с лютней», «Гитаристка»)

Женщина на полотнах художника, равно как и в священном писании, символизирует Церковь.

Зеркало  -  символ двойственности женской природы, добра и зла и оценки достоинств и недостатков.

Раздавленная камнем змея служит аллегорией победы Христа.

Жемчужины и золотые монеты - символизируют опасность мирского поведения. (Картина «Женщина, держащая весы»)

Географическая карта Нидерландов, изображаемая Вермеером, являлась очень ценным предметом интерьера и свидетельствовала о богатстве и патриотических настроениях ее владельца. (Картины «Мастерская художника», «Молодая женщина с кувшином воды», «Офицер и смеющаяся девушка»). 


«Женщина, читающая письмо», 1663

В частности, на картине «Женщина читающая письмо» географическая карта Нидерландов, находящаяся позади женщины на стене, означала, что письмо написано ее мужем, находящимся в странствиях.

Кисточка для пудры - символ легкомысленности молодых представительниц высшего сословия, их склонности к пустячным занятиям и отсутствием домашних обязанностей.

Корабль в море на глубинном, эмоциональном уровне говорит о поиске безопасной гавани. (Картина «Любовное письмо»)

Кувшин вина и ваза с яблоками -  символизируют падение человека в райском саду. (Картины«Горничная спит», «Девушка, читающая письмо у открытого окна»).

Лимоны олицетворяют собой сомнительную, “кислую” дружбу.

Метла, как олицетворение голландской поговорки «замужем за метлой», используется Вермеером, как символ жизни пары вместе, но вне брака. В произведении “Любимое письмо”, этот символ может также свидетельствовать о том, что брак отложен или забыт.

Морские пейзажи, в зависимости от того, спокойное море на полотне или бурное, означали состояние и качество жизни человека - спокойная и счастливая его жизнь или трудная и тягостная.


«Урок музыки», 1662-1665

Музыкальные инструменты служили символом гармонии между женщиной и  мужчиной. А музыка, в зависимости от контекста, являлась спутником радости или же бальзамом скорби. Смятые либо отброшенные ноты могут говорить о недостижимости гармонии. (Картины «Любовное письмо, «Бокал вина», «Прерванный урок музыки». Сама тема музыки и музыкальной атрибутики в живописи Вермеера часто перекликается с темой соблазна и влюбленности. (Картины «Прерванный урок музыки», «Урок музыки», «Концерт», «Женщина с лютней»)

Одинокий пейзаж с человеком, как иллюстрация разлуки влюбленных. (Картина «Любовное письмо»)

Пара женских тапочек символизирует женщину, имеющую сомнительную мораль. (Картина «Любовное письмо»)

Женский стол в произведениях Вермеера, олицетворял собой стол Господа, и говорил о единении с Ним.

Яблоко, традиционно, символизирует первородный грех. (картины «Девушка, читающая письмо у открытого окна»)

Ткани и элементы декора служили композиционным довершением полотна и закрепляли геометрическую компоновку. (Картины «Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина, держащая весы»)

Шкатулки, являлись символом материальных благ и земных радостей. («Женщина, пишущая письмо», «Женщина, держащая весы»)

Надеемся, наша статья была для Вас интересна и полезна!:)



Поделиться:

Похожие статьи

Статья Символизм в искусстве Босха
27 марта

Символизм в искусстве Босха

Статья Таинственный символизм голландского натюрморта
20 марта

Таинственный символизм голландского натюрморта

Статья Символизм мира Брейгеля
13 марта

Символизм мира Брейгеля

Статья Символизм Великого Дали
6 марта

Символизм Великого Дали