Сегодня мы хотели бы рассказать о символизме в живописи известной мексиканской художницы прошло века Фриды Кало.
Фрида Кало де Ривера родилась в Мехико в 1907 году, позднее она поменяла год рождения на 1910 - год Мексиканской революции. Забегая вперед, можно было бы сказать, что жизнь этой девочки больше была похожа на ошибку, на борьбу за право жить, если бы не тот факт, что она была рождена стать поистине великой художницей!
В 6 лет Фрида перенесла тяжелую болезнь - полиомиелит, которая оставила ее хромой на всю жизнь, а правая нога стала тоньше левой. Фрида скрывала всю жизнь этот дефект под длинной юбкой. В возрасте восемнадцати лет она попала в тяжелую аварию. Автобус, в котором ехала Фрида, столкнулся с трамваем. Фрида получила огромное количество травм несовместимых с жизнь: перелом ключицы, тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, сломанные ребра, одиннадцать переломов костей правой ноги, вывихнутое плечо и раздробленную правую стопу, а её живот был проколот металлическими перилами. Целый год Фрида была прикована к больничной кровати, в то время и начался ее творческий путь. Она попросила своего отца принести ей краски, зеркало и мольберт, который установили над ее головой. Целыми днями она могла видеть только свое отражение в зеркале, поэтому мы можем видеть так много ее автопортретов. Самопознание стало для Кало главным творческий импульсом, а через свою внешность она проявляла внутренний мир и опыт, что по сути являлось выражением общечеловеческих чувств. Вопреки предсказаниям врачей, Кало смогла передвигаться самостоятельно, но, впоследствии, ей пришлось перенести несколько десятков операций, но, тем не менее, проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
Более драматичную судьбу представить себе сложно, но вопреки всей трагичности ее существования, Фрида очень любила Жизнь!
За всю свою историю Фрида Кало написала порядка 145 работ и осталась в памяти людей, как выдающаяся художница большого таланта и невероятной силы духа, изменившая историю развития искусства своим видением мира.
«Автопортрет с терновым ожерельем и колибри», 1940
Самым известным автопортретом Кало считается «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри». В мексиканской культуре Колибри символизирует надежду и удачу, но на картине Фриды эта птица написана в виде черной фигуры, которая напоминает свисающий крест на ожерелье, повторяя форму “моноброви” самой Кало. Ожерелье сделано в виде тернового венца Иисуса Христа, что может являться неким сравнением себя с Христом. Черная кошка, готовящаяся к прыжку за левым плечом Фриды символизирует смерть и неудачу - верные друзья ее судьбы. Кровоточащие раны на работе, это следствие ее борьбы за жизнь. На картине мы также видим паукообразных обезьян, которые в мексиканской культуре являются символом вожделения. Бабочки, парящие над головой художницы олицетворяют воскрешение и перерождение, а белое платье намекает на мученичество.
Следующее произведение, про которое мы хотели рассказать, называется “Портрет Лютера Бербанка”.
«Портрет Лютера Бербанка», 1932
На этой картине мы видим талантливого селекционера-самоучку Лютера Бербанка. Он создал порядка 800 сортов новых фруктов, ягод и овощей. Фрида со своим знаменитым мужем, художником Диего Ривера, никогда не встречалась с Лютером лично, но проявляла искренний интерес к его деятельности и восхищалась им. Фрида написала этот портрет когда Лютера уже не было в живых. На картине она изобразила его в виде гибрида человека и растения выросшего из земли. Дерево, справа от селекционера, с неестественно большими плодами символизирует результаты работы самого Бербанка. В качестве сравнения, Фрида изобразила обычное дерево слева от него. Но самая главная деталь на картине находится в руках Лютера - куст филодендрона. Фрида Кало прекрасно разбирался в ботанике, и много знала о символике и свойствах различных растений. В ацтекской культуре, элементы которой она часто использовала в своих работах, это растение символизировало плодородие, но, в тоже время, некоторые представители этого вида весьма ядовиты и могут вызывать галлюцинации. Дело в том, что Лютер Бербанк был приверженцем евгеники (учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Иными словами - улучшение генофонда. Ярым приверженцем этого учения был Гитлер). Фрида не разделяла взглядов Лютера и считала их опасными, и именно поэтому, на холсте в его руках она изобразила филодендрон, как символ плодородия и, в тоже время, символ опасности для человечества.
“Больница Генри Форда”, 1932
Фрида Кало очень хотела стать матерью, и, вскоре, после свадьбы с Диего Риверой в 1929 году она наконец забеременела, но ввиду тяжелых для здоровья последствий аварии, была вынуждена сделать аборт. Вторая беременность случилась через три года, но тоже закончилась трагически – у Фриды был выкидыш. Тогда Кало написала картину «Больница Генри Форда», и, к слову сказать, это была первая работа в мировой истории живописи, посвященная потере не родившегося дитя.
На этом полотне изображено пять символов, и все они имеют большое значение. Ребенок в центре полотна о котором она так грезила - это ее потеря. Улитка здесь символизирует время, которое ползло невыносимо медленно в больнице после трагедии. Раздробленные в той давней аварии кости таза - причина, по которой Фрида не смогла выносить плод. Орхидеи во многих культурах являются символом материнства, женственности и сексуальности. Замысловатое механическое устройство слева от ее кровати – холодность и жестокая бесчеловечность медицинских процедур. Страдания для Фриды становятся залогом стойкости перед тяготами жизни, а физическая боль является метафорой ее внутренних переживаний: любовные драмы, одиночество и разочарования приобретают вид гвоздей, кинжалов, стрел и сочащейся из ран крови.
На ее картинах мы часто можем наблюдать животных: обезьянок и собак мексиканской породы “ицкуинтли” — для нее это верные спутники и друзья, а яркие, пестрые попугаи воплощение Камы - бога любви в древнеиндийской культуре. Нередко художница изображает рядом с собой вбитый гвоздь, обыгрывая мексиканское выражение “estar clavado”, что означает “быть прибитым” или “быть обманутым”.
И, пожалуй, самой известной работой Фриды Кало является картина “Сломанная колонна”, которую она написала в 1944 год.
«Сломанная колонна», 1944
Эта работа не требует разбора на элементы, она сама собой представляет яркую метафору стойкости перед лицом судьбы. Сломанная колонна символизирует перелом позвоночника художницы в результате аварии. Многочисленные гвозди символизируют физические и душевные страдания.
Судьба Фриды представляла из себя череду всех возможных невзгод - тяжелая болезнь, страшная авария, постоянная боль, огромное количество перенесенных операций, страстная любовь, измены любимого мужа, потеря ребенка, ампутация конечности, предательство, и вместе с тем великий талант. Но, как мы писали выше, больше всего в жизни она любила саму Жизнь! И на своем последнем полотне, она написала сочные, красные арбузы с надписью “Viva la vida” - “ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!”
“Viva la Vida”, 1954