Все искусство Сальвадора Дали сплошь соткано из символов, смысл которых разгадывать можно бесконечно. Сегодня мы хотели бы немного приоткрыть завесу тайны Великого Мастера, одного из самых известных сюрреалистов прошлого столетия.
Сальвадор Дали. «Геополитический ребенок, наблюдающий за рождением нового человека». 1943.
Талант этого художника был несомненным, в равной степени как и эпатажность его поступков. Дали на протяжении всей своей жизни вел дневник, который только после его смерти стал доступен для публики. Но даже его записи не могут дать нам ясного понимания кем был Сальвадор Дали - выдающимся мистификатором или гениальным художником в образе чудака, настолько он был противоречивой личностью.
Дали создал свой собственный мир и наполнил его всякого рода фантасмагориями, образами, символами, шифрами и кодами, которые олицетворяли его потайные страхи, идеи, фобии, объекты фетиша и переезжали из одной его работы в следующую, приобретая разные конфигурации, на протяжении всей его жизни.
Итак:
Ангелы на полотнах художника - это мистические существа и символ возвышенного союза. Часто на своих работах он писал ангелов рядом со своей главной любовью в жизни и бессменной музой Гала, которая для него была воплощением истинного благородства, и связь с этой женщиной он считал настоящим подарком дарованным ему небесами.
Выдвижные ящики - это “тайники”...Тайники, в которых хранятся мысли и желания. Это нечто потаенное, подсознательное, то, что хочется скрыть от человеческих глаз. “Тайники мысли”, это термин, который Дали позаимствовал у Фрейда.
Горящий жираф - образ этот стал появляться на картинах Дали накануне Второй мировой и символизирует он непосредственно грядущую войну и хаос.
Сальвадор Дали. «Жираф в огне». 1936 - 1937гг.
Груши. У этого символа есть два значения. Первое напрашивается само собой - это страстное вожделение женских форм. Второе, крайне неожиданное - любовь Иисуса к роду человеческому.
Кипарис. Эти деревья еще с детства стали для художника символом времени, вернее его измерение. Когда Дали был маленьким, он часто смотрел в окно, сидя за школьной скамьей, на кипарис, и по свету, падающему на листья этого растения, пытался определить сколько еще времени осталось до конца учебного дня.
Костыли - символ опоры. Этот предмет художник использовал во многих своих картинах для поддержки мягких структур. Этот символ тоже родом из детства Дали. Будучи ребенком, он, на чердаке, наткнулся на старые костыли, и предназначение этого предмета произвело на будущего гения очень сильное впечатление.
Кузнечик - на его полотнах, кузнечики символизируют страх. Дали с детства боялся этих насекомых.
Лев - это символ мужской силы, иными словами потенции. Дали изображал царя зверей исключительно в позиции превосходства.
Лобстер - как бы странно это не звучало, но лобстер для Сальвадора Дали, это символ девственной невинности. «Как лобстеры, молодые девушки изысканны внутри. Как у лобстеров, их щит — произведение архитектуры. Как лобстеры, они краснеют, когда кто-либо хочет сделать их съедобными».
Морской ёж. Этот обитатель соленых вод был любимым деликатесом Художника. С одной стороны он символизирует совершенство, а с другой стороны контраст восприятия: говоря образным языком, сперва люди, чаще всего, при знакомстве, наталкиваются на колючки друг друга, а уже потом начинают видеть приятные черты своего собеседника, подобно нежнейшей мякоти. Тот же смысл он вкладывает и в образ улитки.
Муравьи - символизирует тленность жизни, ее распад, и в тоже время вожделение. Есть версий, что Дали приснился сон, в котором он увидел ладонь с отверстием, из которой выползают насекомые. Этот образ он процитировал в киноленте «Андалузский пес». По другой версии этот образ связан с сильно выраженным сексуальным желанием.
Мухи - олицетворяют собой духовное разложение и параноидальные мысли.
Мягкие часы. В переводе с языка Сальвадора Дали, это относительность времени. Этот образ Дали однажды разглядел в горячем сыре за трапезой.
Сальвадор Дали. «Постоянство памяти». 1931.
Осел - это отголосок психологической травмы, которую Дали получил в детстве от увиденной разлагающейся туши осла.
Привидения в белых одеяниях. Дали полагал, что эти странные существа, от стыдливости, скрывают тела под саваннами, и поэтому он решил сделать их ее символами.
Разлагающиеся животные - это что-то сентиментальное и слезливое - что чуждо в искусстве для Дали.
Рог носорога - Абсолют красоты по мнению художника. Дали был восхищен математическому совершенству этой формы и потому он даже предлагал сделать рог носорога единицей измерения для всех объектов.
Яйцо - представляет собой внутриматочное развитие, прежнюю жизнь, либо смерть которая предшествует новой жизни. Этот символ Дали заимствовал в христианской культуре, но со своей “идеологией”.
Слоны - символ доминирования. И несмотря на их мощь, несут их огромные тела хрупкие, длинные ноги с множеством коленных чашечек. Дали намеренно пишет их такими, чтобы сказать о зыбкости власти и величия.
Сальвадор Дали. «Слоны». 1948.
Пейзажи - На картинах Дали мы видим, что пейзажи выполнены в реалистичной манере, а сюжеты их сродни картинам эпохи Ренессанса. Пейзажи здесь служат фоном для его сюрреалистических коллажей. Умение совмещать на одном холсте сюрреалистическое и реальное - одна из “фирменных” черт Художника.
Усы - это, своего рода, визитная карточка Гения. «Я хотел превзойти Ницше даже своими усами”, — писал Сальвадор Дали. “Мои — не были депрессивными и смятыми музыкой Вагнера. Нет! Они должны были быть тонкими, империалистическими и взмывать в небо».
Хлеб. Этот образ символизирует собой страх нищеты. Художник являлся большим фанатом хлеба, и даже использовал хлебо-булочную продукцию в качестве украшения стен музея-театра в Фигерасе. Хлеб, в парадигме Дали, объединил в себе сразу несколько символов - форма самого батона напоминала Художнику твердый фаллический объект, который он противопоставлял «мягкому» уму и времени. Есть версия, что Сальвадор Дали использовал хлеб для создания сюрреалистических предметов и изображал его на многих полотнах именно по причине собственного страха голода и нищеты.
Различные части тела. В изображении торсы, пальцев, ног и головы, Дали подразумевал ни что иное, как свободу. Сам художник не раз признавался в том, что ему доставляет удовольствие рассматривать свой большой палец, когда он держит в руке палитру. Он восхищался его обособленностью.
Мы надеемся, что пример символизма Сальвадора Дали вдохновит вас на творчество и возможно послужит созданием своих индивидуальных символов с зашифрованным смыслом, которые смогут стать особенностью Вашего стиля.