Андеграунд

В наше время уличное искусство настолько привычно и обыденно, что не кажется чем-то запретным. Граффити, скейт-парки, уличные музыканты гармонично вливаются в современный мир. Но так было не всегда. Когда-то художники боролись за то, чтобы гордо заявить о себе в нетрадиционных стилях.
1960-е годы стали революционными в искусстве. Художники и деятели культуры начали отвергать сложившиеся устои и правила. Началось противостояние массовой культуре и мейнстриму.
В произведениях полностью игнорировались различные ограничения. Происходил отказ от ценностей, эпатаж, бунтарство.
Как правило ,произведения создавались без права на публикацию или с нелегальным изданием. Но обычно, спустя время, запреты ослабевали, и искусство доходило до зрителя.
Тогда начали создаваться сообщества, которые следовали только своим правилам. Туда входило все, что не поддавалось общепринятым стандартам. 
Термин «Андеграунд» придумал американский художник и кинокритик Эмануэль «Мэнни» Фарбер. Понятие впервые было использовано в освещении материалов киноиндустрии, которые затрагивали проблемы сексуальных меньшинств.
Главный посыл нового искусства - это познание самого себя через собственные ценности и смыслы.
Картина "Cezanne Avait Ecrit". Эммануэль “Мэнни” Фарбер. 

В картинах художников нового типа на первый план выходили эмоции и чувства людей, личностные переживания . Они выплёскивали на полотно все, что хотели донести. Это и не удивительно, ведь здесь смешались любовь, наркотики, духовные практики, секс и джаз.


Картина “Горячий джаз.Франц Клайн.

Так как общество не принимало новое искусство, в Советском Союзе образовывались так называемые «квартирники». На них звучали запрещённые стихи, исполнялись песни и показывались картины.  

В Европе художники боролись за право открытости искусства, участвовали в судах и выигрывали их.  В Союзе же все решалось по велению сверху. И впервые советские мастера андеграунда смогли пробиться за границу в период послабления при Хрущеве.  Публично показать свои картины художники смогли в Москве 15 сентября 1974 г.  На углу улицы Островитянова и Профсоюзной прошла знаменитая Бульдозерная выставка.


(На фото участники Бульдозерной выставки со своими картинами.)  

В приглашении значилось: «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе». Просмотр, правда, закончился милицейской зачисткой с помощью бульдозеров и поливальных машин.

Несмотря на итог – Бульдозерная выставка создала огромный резонанс в западной прессе и стала одним из самых ярких событий в Союзе. И в конце 1975 г. первый секретарь МГК КПСС В.Гришин учредил московский горком художников - графиков на Малой Грузинской, д.2. Там же в выставочном зале до распада СССР проводились осенние весенние выставки живописи. Это и была победа советского андеграунда над правилами и властью.


Поделиться:

Похожие статьи

Статья Символизм Великого Дали
18 июня

Символизм Великого Дали

Статья Символизм мира Брейгеля
28 апреля

Символизм мира Брейгеля

Событие Выставка в Пушкинском музее г. Москвы
7 ноября

Выставка в Пушкинском музее г. Москвы

Другое 5 креативных пространств для вдохновения в Санкт-Петербурге
21 октября

5 креативных пространств для вдохновения в Санкт-Петербурге